1. Что такое налоговое уведомление и как его исполнить
Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ и включает сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как и в предыдущие годы, массовая печать и рассылка налоговых документов по почте осуществляется централизованно через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. Для жителей Кировской области рассылку налоговых уведомлений производит ФКУ «Налог-Сервис» в Нижегородской области через отделения «Почты России», поэтому на конвертах в качестве отправителя указан адрес ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России г.Нижний Новгород.
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 11.11.2019 № ММВ-7-21/560@)
Налоговое уведомление за налоговый период 2021 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 1 декабря 2022 года.
В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки оплатить налог на имущество, земельный и транспортный налоги физических лиц лучше всего в режиме онлайн: в Личном кабинете налогоплательщика или сервисе «Уплата налогов и пошлин».
В случае утраты пароля от Личного кабинета налогоплательщика, войти в сервис можно, используя подтвержденную учетную запись портала госуслуг (www.gosuslugi.ru). Восстановить пароль можно с помощью электронной почты (для этого адрес электронной почты должен быть подтвержден) или обратившись в налоговую инспекцию.
Имущественные налоги можно уплачивать за близких людей.
Налоговый кодекс разрешает производить уплату налогов за налогоплательщика иным лицом. В этом случае в платежном документе в поле «ИНН» плательщика должно быть указано значение ИНН лица, чья обязанность исполняется.
Быстро и правильно подготовить документы для уплаты налога за иное лицо и произвести ее поможет сервис на сайте налоговой службы «Уплата налогов и пошлин». Здесь в разделе для физических лиц можно сформировать платежный документ и уплатить налоги не только за себя, но и за третье лицо.
На странице сервиса сначала необходимо ввести информацию о лице, осуществляющем платеж: заполнить ФИО и ИНН. Если есть сформированный налоговым органом платежный документ с указанным в нем индексом, можно ввести этот индекс и сразу перейти к оплате. Если же такого документа нет, то необходимо будет заполнить соответствующие данные о лице, обязанность по уплате налогов которого исполняется. Сервис максимально автоматизирован и содержит информационные подсказки, позволяющие корректно заполнить платежку и своевременно уплатить налоги.
2. Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц
Налоговые уведомления, направленные в 2022 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2021 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:
1) по транспортному налогу
- при расчете налога применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2021 год, размещенный на сайте Минпромторга России https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2021_god (по сравнению с аналогичным Перечнем 2020 года в него дополнительно включены такие марки и модели автомобилей, как Skoda KODIAQ SportLine, Toyota Fortuner 2.8 Elegance, Citroen SpaceTourer BUSINESS LOUNGE XL, Peugeot TRAVELLER Business VIP Long.);
- действует порядок исчисления налога в отношении транспортного средства, прекратившего существование в связи с его гибелью или уничтожением. Теперь из общего правила (сумма налога исчисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств) сделано исключение в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением: по нему исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган. Вместе с заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (например, свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства; справку органа государственного пожарного надзора, решение суда). Указанные документы могут быть представлены через МФЦ.
Если у налогового органа нет документов, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в том числе по причине непредставления их налогоплательщиком, он запрашивает необходимые сведения (документы) у органов и иных лиц, у которых они имеются.
По результатам их рассмотрения налогоплательщику направляется уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (в уведомлении указываются основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается) либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения исчисления налога (при этом перечисляются причины отказа и объекты налогообложения);
- с 01.07.2021 действует и распространяется на налоговый период 2021 года следующая норма: перерасчет налога не проводится, если он влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога по налоговому уведомлению (п. 2.1 ст. 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Данная норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно уплативших налог по налоговому уведомлению. Аналогичное ограничение применяется с 2019 года в отношении перерасчета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
- С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/).
2) по земельному налогу
- исчисление суммы налога производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (не более 1,5% «для прочих земель») в отношении земельного участка, по которому из органа, осуществляющего федеральный государственный земельный контроль (надзор), поступила информация о нарушениях обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:
а) в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, относящегося к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования;
б) в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) в предпринимательской деятельности земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/);
- применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, вступившие в силу с 2021 года.
Министерством имущественных отношений Кировской области в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» распоряжением от 23.11.2020 № 1245 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Кировской области.
С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
3) по налогу на имущество физических лиц
- для Кировской области налог за 2021 год рассчитан с коэффициентом 10 %-го ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
0.6 в отношении вновь образованного объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/);
- применены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, которые были утверждены распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области 20.11.2019 №1368 и вступившие в силу с 2020 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости, кроме того информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно получить на сайте Росреестра или в органах МФЦ.
Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
3. Почему в 2022 году изменились налоги на имущество
Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.
Транспортный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2021 года;
2) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
Земельный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/);
2) изменение кадастровой стоимости земельного участка в связи:
- со вступлением в силу с 01.01.2021 распоряжения Министерства имущественных отношений Кировской области от 23.11.2020 № 1245 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Кировской области»;
- с переводом земельного участка из одной категории земель в другую;
- изменением вида разрешенного использования;
- уточнения площади.
Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра или в органах МФЦ;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
Налог на имущество физлиц. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) для Кировской области налог рассчитывается с коэффициентом 10 %-го ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);;
2) изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи с изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра или в органах МФЦ;
4) объект налогообложения включен в региональный Перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;
3) изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/).
4. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении
Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
- по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законом Кировской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области»;
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объектов недвижимости.
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
5. Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении
Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Транспортный налог
Освобождение от уплаты налога предусмотрено только на региональном уровне – законом Кировской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области» для определенных льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны боевых действий, многодетные и т.п.).
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Земельный налог
Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Налог на имущество физлиц
Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
Так, в соответствии с пунктом 4.7. Решения Кировской городской Думы от 25.11.2015 «О налоге на имущество физических лиц» № 42/4 право на налоговую льготу имеют физические лица на объект налогообложения, который находится в залоге по договору об ипотеке, на весь период погашения ипотечного кредита.
Основанием для предоставления льготы являются копия кредитного договора об ипотеке; справка из банка или копия платежного документа, подтверждающего остаток долга по кредитному договору.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.
6. Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация
Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
1) для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;
2) для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).
При наличии оснований для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления налоговый орган не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): пересмотрит ранее начисленную сумму налога, сформирует (при наличии оснований) новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит ответ на обращение налогоплательщика (разместит его в личном кабинете налогоплательщика).
Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.
7. Что делать, если налоговое уведомление не получено
Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.
При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.
В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).
В налоговом периоде 2021 года работает поправка, внесенная в пункт 2 статьи 52 НК РФ, согласно которой изменились правила учета имеющихся переплат при формировании налоговых уведомлений. Теперь налоговые органы учитывают все имеющиеся у гражданина на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных имущественных налогов, налога на доходы физических лиц и пеней по ним, если до даты формирования налогового уведомления налоговый орган не получил заявление о зачете или возврате сумм излишне уплаченного налога. В результате при наличии переплаты гражданин получит уведомление с уменьшенной суммой налога к уплате либо не получит совсем, если переплата перекроет налоговые обязательства.