Историческая справка о городе Котельниче
Город Котельнич – старейшее городское поселение Кировской области. Первого февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был выведен из состава административного района и отнесен к категории городов областного подчинения, с 2004 года – городской округ.
Расположен в среднем течение реки Вятки. Население составляет 22,5 тыс. чел. (2021), из них 240 чел. проживает в левобережной части, связь с которой осуществляется посредством речных перевозок. Напротив города за рекой находится памятник природы регионального значения – дубовая роща.
Исторический центр города расположен на правом высоком берегу реки Вятки в глубокой (до 35 м) и широкой котловине, по дну которой протекает речка Балакиревица. Первое русское поселение вблизи её устья по данным археологов появилось в конце XIII – начале XIV в. (Котельничское городище) и находилось вблизи границы расселения марийских племен (черемисов). Местный источник («Повесть о стране Вятской») датирует это событие 1181 г., сообщая, что первоначально город носил название Кошкаров (Кокшаров), и только позднее стал именоваться Котельничем. В ходе славянской колонизации из северных владений Ростово-Суздальского княжества (земли по р. Сухоне, Сев. Двине, Великий Устюг) вокруг него сформировалась котельничская группа населения, которую отличал от вятчан северных территорий особый чокающий говор. Его особенности сохранялись в речи местных жителей до второй половины ХХ века.
В русских летописях Котельнич впервые упомянут в 1459 г. До конца XVI в. город функционировал как пограничная крепость сначала Земли Вятской, с 1489 г. – Московского государства. Её площадь достигала 4 га. Через город проходил Московский тракт и речной путь на Великий Устюг.
С XVII в. Котельнич - административный центр уезда, с 1929 года – района. С 1784 года застраивался по Генеральному плану. К 1917 г. имел 5 дольных улиц (шли параллельно берегу реки Вятки) и 7 поперечных, 3 торговые площади, собор и 4 церкви. Его территория составляла около 2 кв.км. (без лесов и с/х земель), население 6 тыс. чел. Экономика была ориентирована на обслуживание торговли. Через пристань шла торговля сельскохозяйственной продукцией с городами северо-запада и Поволжья.
С 1647 по 1929 г. в городе ежегодно проводилась Алексеевская ярмарка. Во второй половине XIX века была крупнейшей крестьянской ярмаркой империи. С оборотом от 1 до 2 млн. руб. занимала в разные годы места с 7-го по 22-е среди подобных торгов по России. Возобновлена в 2007 г.
В имперский период значительный вклад в развитие города внесли городские головы купцы первой гильдии Михаил Иванович Кардаков (1856-1859) и Андрей Прокопьевич Кардаков (1862-1869), купец второй гильдии Алексей Яковлевич Зубарев (1902-1906). Благотворительной деятельностью оставили о себе память купец С. С. Зырин и купчиха М.Ф. Самоделкина.
С начала ХХ века Котельнич стал развиваться как транспортный узел. Через город по его западной окраине были построены в 1902-1906 и 1913-1927 гг. железнодорожные магистрали, связывающие Санкт-Петербург и Москву с восточными регионами страны, позднее автомобильные дороги федерального значения Р-176, Р-243.
26 мая 1926 года город был практически полностью разрушен крупнейшим пожаром. Без крыши над головой из 11 тысяч жителей остались 7 тысяч человек. Масштаб разрушений поставил перед властями вопрос о дальнейшей судьбе Котельнича. Предлагалось оставить его поселком. Необходимость восстановления города доказал губернским и республиканским властям председатель Котельничского уездного исполнительного комитета (1925-1929) Владимир Григорьевич Ванеев. Его поддержал и внес большой вклад в восстановление города секретарь укома ВКП(б) (1925-1927) Азарий Иванович Мышкин.
С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Котельнич стал крупным мобилизационным и эвакуационным центром Кировской области. За счет эвакуированного населения из Ленинграда, Псковской, Новгородской и Ленинградской областей число жителей возросло с 18 (1941) до 32,5 тыс. человек. В городе было размещено 4 эвакогоспиталя на 3 300 коек. До 50 тысяч бойцов и командиров после излечения в них вернулись в строй и были направлены на фронт. В январе-феврале 1942 года в Котельниче была сформирована 109-я стрелковая бригада, на базе которой позднее была создана 5-я Орловская стрелковая дивизия. Местные предприятия перешли на выпуск продукции для фронта. В условиях военного времени работой городского совета руководили Константин Григорьевич Новожилов – до 10.02.1942 и Иосиф Степанович Вохмянин – по 1945 год.
В 2010 году на месте старого железнодорожного вокзала по инициативе благотворительного фонда «Земля Вятская» и при поддержке Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, Горьковской железной дороги был открыт мемориал, на гранитных плитах которого увековечена память о 2 768 гражданах Советского Союза погибших в пути при эвакуации от голода, холода, болезней и умерших в Котельниче.
За трудовой героизм населения в годы войны Указом Губернатора Кировской области от 3 декабря 2012 года Котельничу присвоено почетное звание «Город трудовой славы».
В советский период в результате промышленного и хозяйственного строительства территория города увеличилась до 29,4 кв.км. В 1989 году численность населения достигла максимума - 36,8 тыс. чел., а затем начала снижаться.
Строительство новых микрорайонов шло в западном направлении от железной дороги, которая разделила город на две части: восточную с историческим центром и западную – застройки второй половины ХХ века. В восточной части историческая среда была преимущественно нарушена. В 30-е г. ХХ в. были снесены Троицкий собор, Предтеченская церковь, церковь Кирилла и Мефодия, находившиеся на главной улице города – Московской. На центральной площади и связанной с ней прибрежной полосе были размещены промышленные предприятия, речной порт. В результате чего был перекрыт выход к реке из центра исторической части. В настоящее время большая часть этой территории освобождена от производственных помещений и может быть вовлечена в градостроительную деятельность.
Несмотря на утраты, в исторической части города сохранилась планировка улиц и кварталов по Генеральному плану 1784 года, значительная часть рядовой жилой и общественной застройки середины XIX – начала ХХ в. На федеральный учет поставлены здания Никольского собора и жилого дома купца Лебедева. Рекомендованы к постановке на государственную охрану 52 градоформирующих объекта, в т.ч. здания гостиного двора на 160 лавок, общественного банка, уездной больницы, земской управы, городской Думы, женской гимназии, почтамта, электростанции, водонапорной башни, пожарной части, красных казарм, арестных помещений и жилья исправника и др.
В современный период Котельнич получил известность в связи с раскопками на Котельничском местонахождении парейазавров – одном из крупнейшем в мире. Местонахождение было открыто в 1933 г. Период активных раскопок начался с 90-х ХХ века. В них наряду с российскими учеными принимали участие исследователи из Австралии, Канады, Германии. В ходе работ было открыто более 20, ранее не известных в науке, видов древних ящеров, обитавших 220-250 млн. лет тому назад. На основе коллекций находок в 1994 г. был создан палеонтологический музей (в наст. время – филиал Вятского палеонтологического музея). В 2012 г. в центре по берегам речки Балакиревицы на площади 3,5 га. построен Динопарк, что способствовало привлечению внимания к городу со стороны туристов, количество которых возросло до 25 тыс. чел. в год. Между тем, музей и Динопарк территориально отдалены. Строительство на территории Динопарка здания палеонтологического музея, расширение и создание современных экспозиций открыло бы новые возможности для развития туризма.
Перспективным направлением развития города является продолжение работ по строительству набережной в его исторической части, которые начались в 2014 г. По высокому до 40 м. берегу реки созданы смотровые площадки, соединенные пешеходными дорожками с выходом к реке. Продолжение работ позволит выйти к пустующим землям в прибрежной полосе исторического центра и создать здесь новые общественные пространства, которых при плотной застройке не хватает сегодня.